вторник, апреля 20, 2010

Идея - домашнее кафе

Прошел уже почти месяц с тех пор, как я вернулся из путешествия по юго-восточной Азии. Постепенно привыкаю к холодам, лицам, всеобщему людскому пессимизму (”why Russians don’t smile”). Также привыкаю к образу жизни. Особенно сложно мне привыкнуть к культуре приготовления еды дома. В Гоа и во всей Индии, Тайланде, Непале я всегда питался в разных кафе, домашних кафе, ресторанчиках, покупал приготовленную еду с собой (то, что называется take-away).

В России все иначе. Благодаря высоким ценам на недвижимость, бюрократию, климат (?), открыть свое кафе может не каждый. Что такое кафе в Гоа? Четыре палки, навес и столы, все на берегу моря. Что такое кафе в России? Это аренда помещения, сан-эпидем-надзор, взятки чиновникам, и, как следствие, высокие цены. «100 рублей за рис это высокая цена?» Отвечу, что 100 рублей за рис это высокая цена. В Гоа я покупал veg-бирьяни (рис с овощами) за 40-60 рупий (60 рупий = 40 рублей). Эту порцию я не мог съесть сразу, и вдвоем ее можно было есть два дня. А что приносят у нас? Чашку риса, размером с кулак за 60-100 рублей. В Тайланде это стоит от 10 до 20 рублей.

Целая курица, запеченная в печке типа «тандури» стоит в Гоа (в туристическом месте) всего 80 рублей. В эту цену входит курица, салат и специи. Одной курицы обычно хватает на двоих людей.

Так почему же такие цены? Все правильно, в нашу чашку риса уже включена арендная плата, взятка чиновнику, откат сан-эпидем-станции, пожарным, ну и сама надбавка – никто же не будет продавать рис по себестоимости. Но надбавка включена везде, и в Гоа, и в Тайланде, и кое-где включена стоимость отката, просто там она ощутимо ниже или отсутствует.

Но меня больше всего беспокоит не цена (хотя она тоже является важным показателем), а возможность выбора. Я столкнулся с тем, что мне сейчас приходится готовить дома. И это, мягко выражаясь, расходится с моими представлениями об эффективности времени и представлениями об удобстве. Например, в Гоа я мог на 200 рублей нормально поесть, попить свежий сок, заказать рис, салат, что-нибудь из свежей рыбы, креветок или мясного. Сейчас мне приходится идти в одно из немногочисленных кафе, которые расположены довольно далеко от моего дома, чтобы был какой-то выбор. Или приходится готовить.

Если готовить самому, то встает очень насущный вопрос об эффективности. С одной стороны в итоге это должно получиться недорого. Ну купил ты того же самого риса. Но с другой стороны, если ты хочешь питаться разнообразно, не одним рисом с чаем, а чтобы хотя бы был салат, вопрос уже становится немного другим. Во-первых, ты должен сходить в магазин, купить рис, все составляющие для салата, включая масло, соль и какую-то другую заправку. Ты должен приготовить это все в хорошей воде, не той, что течет из-под крана. Т.е. надо купить еще воды. Тебе нужно правильно сварить рис, чтобы он был рассыпчатым, да еще и угадать с сортом. Не всегда нужный тебе сорт есть в магазине и в поисках некоторых ингредиентов ты должен ходить туда-сюда. А что, если ты захочешь еще супа и каких-нибудь пирожков к чаю?

И получается, что с одной стороны мы можем:

А) сходить в кафе, где это есть. Но для этого ты должен быть в пешей доступности от нескольких кафе, ты должен иметь возможность выбора. И даже если ты берешь take-away, ты должен заплатить сверху чиновникам, СЭС, и т.д. Ведь эта еда была приготовлена не в Гоа, а в помещении, за которую кто-то платит арендную плату.

Б) приготовить все самому, но убить на это минимум полдня. Надо еще учесть, что приготовленный суп и, возможно, рис после этого останутся и на завтра у тебя будет то же самое, но не очень свежее. Хотя холодильник и микроволновка могут решить эту проблему.

В) готовить рис и чай, ограничив свой рацион из-за того, что у тебя на родине присутствует культура готовки дома, которая была позаимствована много веков назад и не соответствует представлениям современного человека. Кстати из-за этой культуры у нас так популярны передачи «Смак», какая-то там kitchen-дуэль, накорми-гостей-своей-жрачкой и т.д.

Как вы уже поняли, проблема существует . Решений у этой проблемы может быть несколько. Кто-то скажет, да и Бог с ним, буду есть рис. Кто-то потратит свое время на «кулинарный поединок». Лично я планирую найти какого-нибудь повара, который бы готовил у меня дома что-нибудь три раза в неделю. Но чтобы найти, мне надо дать объявление в местную газету, поговорить, попробовать и т.д. Другими словами, не все так просто, win-win ситуации нет.

А теперь самое главное. Win-win ситуации нет, но при всем при этом, куча людей готовит дома. Куча приготовленной еды пропадает. Сам не раз выбрасывал уже несвежий салат, хотя чисто теоретически мог отдать кому-нибудь, кто в это время очень хотел кушать. При всем этом, думаю что каждый второй задумывался над тем, чтобы открыть свое кафе и сразу же забывал об этом, из-за обилия бюрократических проволочек. А тут еще и кризис, зарплаты стали ниже, тарифы ЖКХ выше, «швайне Путин» (с) все также, как и 10 лет назад говорит о достижениях в области нанотехнологий в области сельского хозяйства, а Грызлов в добавок к юмористическим программам типа «доступное жилье» хочет добавить еще одну – «чистая вода». И все это на наши с вами деньги.

И у меня в связи с этим возникла концепция идеи «Домашнее кафе» - Home Cafe. Что такое Home Cafe?

Многие люди хорошо готовят (сказывается культура готовки дома и обилие кулинарных передач) и хотели бы заработать. Так почему бы не открыть у себя дома домашнее кафе? Конечно, приглашать домой никого не надо, это было бы слишком опрометчиво. Домашнее кафе, на мой взгляд, должно работать по принципу take-away, т.е. заплатил и забрал еду или по принципу delivery (доставка). Приток посетителей обеспечивается через специальный веб-сайт, на котором может зарегистрироваться каждый, кто желает или посетить домашнее кафе, или самому выступать в роли домашнего кафе. Причем, домашнее кафе может быть как физической точкой, куда надо приходить самому, так и иметь в наличии своего курьера.

Для наглядности, приведу пример, как должна работать эта технология.

Я захотел покушать. Я захожу на сайт homecafe. Этот сайт – общий сайт для всех людей, которые хотят иметь домашнее кафе. Домашнее кафе – это просто название. Все приготовление еды происходит дома. Следовательно, мы не имеем наценки в виде арендной платы, отката чиновникам, СЭС и т.д.

Если человек захотел иметь домашнее кафе, ему надо просто зарегистрироваться сайте, указать что именно у него сегодня будет поесть, в каком количестве и в какие часы. Я, в свою очередь, как клиент домашнего кафе, выбираю из списка ближайшее ко мне работающее домашнее кафе. Причем, мой выбор может быть основан на следующих параметрах:

- близость ко мне, важно чтобы еда была доставлена в срок. Никто ведь не будет ждать час. Максимальное время ожидания – 20 минут.

- часы работы кафе. Возможно, частные кафешки не захотят делать так, чтобы работать целый день. Возможно, они будут открыты только в обеденное время на пару часов.

- рейтинг кафе. Каждый пользователь, который воспользовался услугами домашнего кафе должен оставить о нем рейтинг.

В итоге я выбираю одно из домашних кафе, расположенных близко ко мне, учитывая рейтинг этого кафе. На сайте можно оставить отзывы о том или ином месте. Сразу же я могу увидеть меню на сегодня и выбрать то, что я хочу – пирожки, рис, мясо, салат или что-то еще. И делаю свой выбор сразу на сайте. Далее есть два варианта, или я прихожу по какому-либо физическому адресу забирать свой заказ. Или же кафе посылает по моему адресу ко мне курьера.
Каждый заказ отслеживается, т.е. если ты сделал заказ, то ты можешь оставить и отзыв. Т.к. кафе работает не совсем легально (зато государство легально скоро впарит нам фильтр очистки воды от Грызлова и компании), то оплату можно сделать по-выбору. Или же при получении заказа, или оплату онлайн. Постоянно оплачивать онлайн – не такая большая проблема для большинства тех, кто собирается часто кушать. Для этого есть webmoney, терминалы оплаты и много других способов. Этими же способами обеспечить вывод денег для владельцев домашних кафе.

Предпосылки:

- информационное развитие общества. Ушли те времена, когда бабушки звонили по дисковым телефонам и писали телеграммы. Сейчас у каждого школьника есть в мобильном телефоне GPRS. Для того, чтобы стать клиентом или домашним кафе, не обязательно иметь компьютер.

- кризис в стране. Люди хотят зарабатывать, а домашние кафе – еще одна ниша, которая может стать очень популярной.

- большое количество некачественной еды быстрого приготовления в магазинах, каши «Быстров», Ролтон и т.д.

Плюсы:

- домашнее кафе получает постоянных посетителей при небольших рисках, может развиваться соответственно спросу.

- win-win ситуация не только для клиентов и домашних кафе, но и для владельцев ресурса, который будет заправлять всем этим делом

Несмотря на то, что нашей страной управляют люди, которым уже давно пора на пенсию, несмотря на то, что в нашей стране еще есть люди, которые скажут «ничего не понимаю», «все это ерунда» и так далее, надо отметить, что есть молодые и умные парни. Старики со временем отходят в мир иной, а люди типа нас с вами, с новыми мозгами и гибким мышлением могут перевернуть стандартные представления о жизни, воплотить самые смелые идеи.

Комментарии: 18:

Anonymous Алексей сказал(а)...

отличная идея! надеюсь ты еще не запатентовал ее?) осталось это реализовать должным образом.

8:50 PM  
Anonymous nuaru сказал(а)...

По теме жратвы не все так плохо как тебе кажется, в большом городе всегда есть какие-то заводские столовые, студенческие столовые, где рис стоит 5р за тарелку, а на 120р можно набить пузо до стадии барабана. Не знаю как у других, а у нас есть ресторан с высококачественной едой и шведским столом за 250р, если столовая кажется слишком стремным местом. Насчет этой идеи - ссяких закусочных привозящих еду на дом сейчас полно. Как такое развитие идеи - собираешь поваров, они по вызову клиента приезжают к нему домой и готовят ему жратву из того что он сам купил, с его личными просьбами. У поваров есть всякие скилы, типа готовит то-то то-то так-то так-то и т.д. Стоимость почасовая, например 150-200р в час. Себе берешь 10-15%. Никаких тебе разрешений не нужно, ты только сводишь повара и клиента. За 500р оплаты повара и 500р на продукты он наготовит тебе на 3 дня жратвы всякой разной, причем из высококачественных продуктов, которые ты сам купил (есть вариант покупки поваром, если угодно).
Единственный минус очевидный, при знакомстве повара с клиентом, он может больше не прийти к тебе, а напрямую работать с клиентом. Возможно как-то можно этого избежать... если хорошенько подумать.
Я бы пользовался такими услугами, очень удобно на мой взгляд.

9:00 PM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

Заводские столовые есть в теории. На практике у меня нет ни одной) То же самое и в других местах. Или они слишком далеки.

Идея с поваром интересна, но не глобальна.

9:18 PM  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

В Индии тепло, у нас на юге тоже кафе на каждом шагу. Для обслуживания крупного города нужно как минимум несколько сотен подобных домашних кафе при этом в них должен быть налажен качественный сервис (продукты, обслуживание, время доставки), для чего нужны довольно ответственные люди по духу предприниматели, любители не подойдут, иначе вся идея будет припадать. Лучше бы выглядел сайт наподобие яндексмаркета с прайсами настоящих кафе

10:32 PM  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

нормальная тема. но ебучий административный барьер не даст взлететь. работать можно до первой проверки, а она будет как только менты узнают про услугу.

в россии можно готовить или на основе ту или нужно регистрировать свою рецептуру.

обязательно сэс и легализация предпринимательской деятельности.

10:58 PM  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

"нормальная тема. но ебучий административный барьер не даст взлететь"

Сами себе не дадим взлететь. Не те мозги.Руку поднять и сказать "да ну нах"

Топикстартер: на злобу дня сабж. Я после Тая вот так же как ты вернулся и месяц приходил в себя. В ебучем совке все против людей

ЗЫ: в Индии-Тае еда стоит на улице при +40 и никто при мне не траванулся. В Тае за год ни разу не поносило. И никакая санэпидемстанция уличному торговцу мозги не ебёт разрешение, потому порцайка риса там и стоит бакс

Ёбаный совок :(

11:47 PM  
Anonymous бомж сказал(а)...

Рома, это нереально. Большинство людей не будут есть что-то, приготовленное незнакомцами в непонятно каких условиях и непонятно из чего.

Потом, если брать плату, тогда сразу две проблемы - налоги и сэс. Это приведет потянет сразу на штраф минимум, а то и на 3 года.

Потом цена. Я например хотел бы платить за обычный обед 150 рублей. Какой смысл возиться из-за этих денег? Ну будет 10 порций(больше дома не сделаешь быстро), это 1500 рублей минус продукты, минус электричество/газ. Сколько останется? Минус :)

При большей цене придется конкурировать с бизнес-ланчами ресторанов(250-500 рублей). Это нереально.

1:59 AM  
Blogger samlowry сказал(а)...

Есть тут один большой минус — ты забываешь ещё одну ахуенную особенность exUSSR просстранства: не развита у нас культура домохозяек. Если бы была — из 100 домохозяек в районе 2 бы, может, поучаствовали. А так — кто там тебе готовить будет, да ещё в интернет-сети это предлагать? Бабули и фрилансеры (которые потребители этой сети)?

Так-то идея кул. А-ля Hospitality Club для тех, что хочет пожрать. И тут не надо позиционировать это как биз — надо как движение, тогда претензий не будет никаких. Давать свободу, кто-то, рубаха-парень, может бесплатно прямо дома кормить кого-то, а кто-то — будет приносить в кастрюльке за деньги. Делай для других стран.

9:38 AM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

Ну это все пока в виде идеи.

Согласен, что люди у нас пока могут быть не готовы. Но с другой стороны, старые умирают, новые рождаются. Молодые ребята 15-20 лет уже не такие как я был когда-то :)

Так что, возможно, в скором будущем. Еще кризис сказывается. Живя в Москве ты можешь себе позволить сходить в ресторан, по двум причинам: средний уровень зарплат выше, ресторанов больше. Но тут в Подмосковье их раз-два и нет. И тут немного все по-другому, другая реальность :)

Сам-то я эту идею делать не буду, но ее можно развить, улучшить и попробовать)

У меня есть еще одна, скоро напишу.

10:53 AM  
Blogger samlowry сказал(а)...

бомж: ты смотришь на это с точки зрения быдлопотребителя. Если сделать из этого кульную трендовую сеть — всё будет ок.

А откуда, кстати, большинство знает, из чего приготовлены продукты в магазинах, и уж тем более — ресторанах?

10:59 AM  
Blogger Villy сказал(а)...

По поводу травонуться - курочка при +40 через определенное время уже будет стремной, чтобы ее кушать.

По поводу идеи - хорошая, однако - сколько хозяек - сколько вкусов. Одна готовит борщ вкусным, другая - делает помои. И они так-же само будут оценены - одним нравится постный борщик, другим - наваристый и жырный. Соответсвенно адекватной оценки может не получиться, и заказанное блюдо не оправдает ваши ожидания.

Другой момент, как упоминали в комментах - не все будут есть пишу, неизвестно кем и неизвестно как приготовленную. Есть достаточно переборчивые люди.

И как ни крути - нормальная домашняя пища всегда получается выгоднее и предпочтительнее, потому-что в цену готового продукта не включена оплата труда повара. Масло и соль - это все покупается один раз и его хватает надолго. Все продукты проходят непосредственный личный контроль - ты сам выбираешь "посвежее" и "покрасивше", и на 100% знаешь, из чего приготовлено блюдо. Наверное, ты не очень много времени проводишь на кухне за готовкой. Тот-же плов готовится какой-то час, из которого ты 10 минут занимаешься непосредственно приготовлением, остальное время свободно до завершения готовки.

12:42 PM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

Переборчивые люди есть, но это не 100%. Люди ведь ходят в кафе, они тоже не знают как приготовлена пища. Главное вкусно. Рейтинг определяет насколько хорош то или иное домашнее кафе. Люди могут оставлять отзывы.

Тем не менее, люди едят в кафе. В кафе она тоже может быть приготовлена из треша, но обычно такое редко случается. Если один раз случилось, то больше ты не придешь в это кафе. Конечно, можно успокоить себя, что на каждое кафе есть Сан-Эпидем-Станция :) Но в реальности СЭС только гребет бабло, никакого контроля там нет.

Приготовить плов можно за час. Но я, например, хотел бы еще салат. И какую-нибудь выпечку :) Может быть и суп.

Кстати, когда я работал в МСК, у нас были обеды в офис. Технология работала по почти похожей схеме. Просто это где-то готовилось (не в кафе наверняка), и приезжал курьер. Обед был полноценным, первое, второе, булки и т.д. Было неплохо.

1:13 PM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

"И как ни крути - нормальная домашняя пища всегда получается выгоднее и предпочтительнее"

категорически не согласен.

В принципе, это утверждение можно сравнить например с таким:

"как не крути, куда бы ты не приехал, где бы ты не жил, а в родной деревне лучше".

Обычно это говорят люди, которые нигде не были, ни в одной стране мира, но утверждают, что в своей-то стране им всегда будет лучше :) Тут как бы ограниченность восприятия мешает увидеть полную картину. Поэтому и появляется конструкция "как ни крути - лучше.."

1:19 PM  
Anonymous min сказал(а)...

В Литве такое есть. Родственники занимались.

Продавали только не через сайт, а напрямую. Ходили по офисам и предлагали обеды.

Это не бизнес, скорее ремесло. Прибыль копеечная, геммороя много - неоплаченные заказы, непроданные обеды, долгая доставка и т.п. Плюс, ко всему - наезды сэс и прочих чиновников.

Не думаю, что в России ситуация будет сильно отличаться - тот же совок.

4:43 PM  
Blogger Dmitriy Stepanov сказал(а)...

Эх, Рома... Жениться тебе надо... :)))

5:43 PM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

"Жениться тебе надо... :)))"

Если это шутка, то одна из самых глупых. По этой фразе можно многое сказать :)

9:04 PM  
Anonymous Алексей К. сказал(а)...

По моему эта проблема решается индивидуально.
Я тоже уже подумывал о том чтобы нанять домохозяйку, чтобы не тратить свое время на уборку, готовку.
Требования у меня не большие:
- готовить 1 раз в день на (думаю вечером) (+ мыть посуду, покупать продукты)
- убираться 2 раза в нед. (помыть пол, м.б. что-то еще)

Найти женщину, но достаточно резвую, которая неплохо готовит, при этом живет в том же доме (для удобства обоих) труда большого не составит. Готовить может и у себя дома.

Оплата чистыми - 5/10К (в регионах/в столице) вполне реально.
Самый сложный вопрос - в том чтобы она устраивала как человек.

Сумма на самом деле весьма скромная, особенно с учетом того сколько времени + сил ты тратишь на готовку/уборку/походы за продуктами.

12:33 PM  
Anonymous Анонимный сказал(а)...

"По поводу травонуться - курочка при +40 через определенное время уже будет стремной, чтобы ее кушать."

В том то и дело, что нет. В Индонезии вообще своеобразное устройство общепита: едят руками, а еду подают в разных горшочках. Сколько съел шняг из горшочков - за то и заплатил. Остатки снова кладут на витрину - для следующего клиента. Витрина у них просто в окне,никаких холодильников, т.е прямо на солнце весь день стоит. Х.з,меня это всегда удивляло.Может дело в специях или влажном тропическом климате

12:11 AM  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница