понедельник, апреля 06, 2009

Как работать с фрилансерами

Я время от времени аутсорсю часть своей работы разным фрилансерам. По разным причинам. Чаще всего аутсорсю то, что не могу сделать за необходимое время сам. В последнее время это дизайн и php. Причем то и другое я сделать могу, но на это уйдет больше времени, чем хотелось бы.

И работая с разными фрилансерами я все это время совершал одну и ту же ошибку. Причем ошибку, о которой уже несколько раз читал. Из этой ошибки родилось простое правило, которое вы должны высечь на крышке своего ноутбука ;) Это правило звучит так: НИКОГДА НЕ ПЛАТИТЕ ВПЕРЕД. Что это значит и как применять сейчас разберемся.

Прошло 4 дня с того момента как я отдал одному дизайнеру деньги за почти выполненную работу. Осталось немного доделать. До того момента, как я отдал деньги, дизайнер каждый день выходил на связь, интересовался, все ли меня устраивает. Когда я отдал деньги и мы оба согласились с тем, что нужно немножко доделать, дизайнер стал пропадать. Сначала он говорил “завтра”. Через два дня, “извините, немного задержался, завтра точно”. Ну и так далее. Пока меня это не особо напрягает, дела и другие есть. Но что будет когда мои дела закончатся и нужен будет результат работы этого дизайнера? Будет нехорошая пауза, которые я очень не люблю.

Возникает вопрос, а как правильно работать с дизайнером. Правильно работать с дизайнером, фрилансером или еще кем-то, от кого нужно получить конкретный результат можно по двум схемам. Первая схема применяется если у вас есть какой-то авторитет, т.е. вы сможете убедить человека, что его не кинете. Например, за предыдущую работу, вакансию которой я тут публиковал, я взял с программера 50 баксов. Программер не попросил вперед 50 баксов, а я бы и не дал. Потому что мой блог – это территория Романа Пушкина. И все знают, что Роман Пушкин не кидает на 50 баксов (на самом деле я никогда не кидаю, но в этом-то хуй кого убедишь, особенно если речь идет о крупных суммах). Поэтому программер взялся делать эту работу, сделал и получил 50 баксов после того, как скрипт уже был у меня, и у меня была возможность его проверить.

Т.е. первая схема простая – вы требуете выполнения работы заранее, а только потом даете за это деньги. Работает только в благоприятной для вас среде. Как разновидность этой схемы – оплата 50% после того, как вам показали демонстрацию работы этого скрипта. После демонстрации скрипт присылают вам, и если все ОК, то выплачиваете оставшуюся часть. Если не ОК, добиваетесь того, чтобы было ОК. Пока фрилансер заинтересован в том, чтобы получить свои оставшиеся 50%. Если вы заплатите ему 100%, то потом от него хуй чего добьешься. Или добиться было бы сложнее.

Вторая схема работы, которая мне нравится больше всего. Эта схема работы с людьми, которых вы не знаете и которые не доверяют вам. Схема называется 20-30-50. Заключается в следующем.

Вся работа разделена на три этапа:

1. Прототип (20% денег)

2. Половина проекта. (+30% денег)

3. Доведение половины до полной версии. (+50% денег = 100%)

Объясняю как работает. Дизайнер или программер делают вам прототип от того, что должно быть сделано. Прототип это примерный дизайн, показ начальных наработок. На этом этапе вы должны убедиться как что идет. Если кого-то что-то не устроило, то всегда можно договориться о выплатах без ощутимых потерь. Т.е. когда прототип будет готов, вы выплачиваете 20% от всей стоимости заказа. Или вы выплачиваете 20% от всей стоимости до создания прототипа. Это уже как договоритесь.

На втором этапе вам демонстрируют половину проекта. Половину того, что уже сделано. На этом этапе вы можете посмотреть что есть, убедиться, что работа идет, внести свои коррективы. Если вас все удовлетворяет, то выплачиваете еще 30% денег. Т.е. у дизайнера/программера на этом этапе уже 50% денег. Это является своеобразной гарантией для фрилансера. 50% денег он уже получил, значит получит и остальные 50, если будет работать.

На третьем этапе вы доводите проект до полной версии. Деньги нужно отдавать только тогда, когда проект уже будет готов на 100%, иначе получится ситуация как у меня. Завтра-послезавтра, через два дня, потерпите еще немного, сегодня я устал, а завтра будет день рождения любимой бабушки (покойной). Такого нам не надо. Нам нужен полностью готовый проект. Дизайнер и фрилансер будут стремиться доделать проект до конца. Стимулом будет тот факт, что если он не доделает, то все усилия пропадут зря. И если он не доделает, то не получит половину всех денег.

Вот такие простые рекомендации. Надеюсь, что помогу сэкономить вам кучу нервов и своих усилий. Что думаете по поводу всего написанного? Оставляйте комментарии.

Комментарии: 13:

Anonymous Анонимный сказал(а)...

+1. Заказывал прогу у топ-1 фрилансера по программированию со 100% предоплатой, дак вместо 2-х дней он делал все 10. И сейчас готово только 80% функционала, чувствую, доделывать не собирается.

8:27 AM  
Blogger Alex P сказал(а)...

Согласен.
Вобщем-то идея в том, чтобы разбить проект на части, по каждой из которых проходит оплата. Не обязательно 20-30-50. Плюс контроль - возможно, вплоть до ежедневных отчетов по состоянию проекта.

10:43 AM  
Anonymous Armadaman сказал(а)...

Не знаю как так получается у меня - но всегда удаётся сломить фрилансера на свои условия. И порой бывало так, что он рисовал два макета за неделю и только в самом конце получал деньги. Хотя, бывают разные люди, тем более молодёжь нынешняя.

8:27 PM  
Anonymous Светлана сказал(а)...

Фрилансерам наверно удобнее заказывать одиночные проекты, а когда заказов много, сложно со всеми сразу общаться.

8:30 PM  
Anonymous админ сказал(а)...

Я использую первый способ.
Чтобы не доводить до второго дроблю задачу на мелкие этапы.
Не раз сталкивался что даже очевидная и легкая для тебя задача трудна для полного понимания фрилансерами.
Но вот когда ее разделишь на несколько мелких то получается все очевидно и просто. Можно даже использовать нескольких исполнителей сразу, что ускоряет решение и подстаховывает от неудач.

11:06 PM  
Blogger Dexter сказал(а)...

спасибо за статью, именно так и работаю, не согласных посылаю =)

6:49 PM  
Anonymous vitvirtual сказал(а)...

Я всегда платил фрилансерам полную стоимость работы,только с кодом протекции на Web Money. Код протекции всегда отдавал после того, как работа была выполнена полностью!

6:41 PM  
Anonymous Виталий сказал(а)...

Если вы заказываете разовые работы - это да 20-30-50, но лучше иметь постоянного (своего) прогера/дизайнера и не смотреть на топовость при выборе! Поверьте, много хороших програмеров делают мелкие заказики на фрилансерских сайтах (соответственно они не топы), а качество и кидалово ОЧЕНЬ низкий процент у них. Им не интересно детством заниматься и в кидалово играть, просто они предпочитают постоянных клиентов!

2:12 AM  
Blogger J.D. сказал(а)...

Роман, прочитала весь ваш блог! Было очень интересно, во многом с вами согласна. Я только начинаю свою интернет-деятельность, и буду во все прислушиваться к вашим советам в блоге. Ваш читатель Катя Аверина.

12:35 PM  
Blogger Roman Pushkin сказал(а)...

Катерина, спасибо. А как нашли мой блог?

Если хотите быстрый старт и особо никаких навыков программирования нет, то вникайте в партнерский маркетинг. Читайте http://www.copeac.in

12:44 PM  
Blogger J.D. сказал(а)...

Послушала интервью на вебмастер радио, а там сказали, что легко находится по вашей фамилии в гугле ;) Так и оказалось - на первом месте :)

12:58 PM  
Blogger J.D. сказал(а)...

Спасибо за очередной совет ;)

1:00 PM  
Anonymous manager сказал(а)...

Очень разумные советы.
Использую рекомендуемую тобой схему уже несколько лет и не знаю проблем :)

10:27 AM  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница