Былые ZX-времена vs now()
Когда я еще был совсем молодой, ходил в 5-ый класс, в моем родном городе, только в одном месте стояли персональные компьютеры ZX Spectrum совместимые. Надо сказать, что клавы там не было. Джойстик и две кнопки. Игры загружались с магнитофона. Загрузка 30кб игры занимала примерно 2-3 минуты. Иногда процесс обрывался, наступал Segmentation Fault, вываливался синий экран... тьфу черт, не синий. Но что-то вываливалось, это точно :) Т.е. в то время проверка по CRC16 уже была :)
Если хочешь поиграть, заплати 10 копеек за 15 минут и играй. Exolon, Ninja Turtles, Tower ;) Рулез. Все это программилось на асме. Мой кореш, который жил со мной в одном доме, тоже программил игры на асме. И надо сказать, у него довольно круто получалось. Но он пошел в армию, потом спился, скрылся от закона и сейчас находится на Ямайке и обнимает обнаженных нигретянок :) Шутка. Давно его не видел. Жаль, что все так вышло. Парень - реальный талант.
Еще был один известный чел в нашем городе. Про него и сейчас ходят легенды. Еще в те времена первые ZX появлялись на украине. Она была ближе к западу. И все хакерские команды были оттуда. Они делали сверхнавороченные защиты, которые ломал этот известный чел, о котором я рассказываю. Судьба его трагична. Копил деньги на компьютер. Но его брат был алкоголиком. В один прекрасный день все сбережения он украл. Завязалась драка, брат умер в больнице. Его оправдали. Не каждый сможет жить с таким грузом на шее. Куда уж там программировать, ломать защиты и т.д. С IBM-совместимыми он знаком мало (дай Бог advanced user). Да и тема его эта больше не волнует. Жаль.
В то время было огромное, просто огромное количество талантов. Причем Талантов с Большой буквы. Во-первых, был интерес. Первые компы, ни у кого их не было. Были кружки. Люди ходили в кружки, соревновались. Каждый хотел быть лучше. Это порождало таланты.
Сейчас не так. У многих есть компы. Но скажите мне, где таланты? Где люди, которые могут ломать защиту, которые могут программить на уровне ядра, которые знают все особенности ОС. Они есть, но их мало. Намного меньше, чем в те годы. Причиной этому - отсутствие интереса и игры.
Есть еще один знакомый. На ассемблере как-то написал игру xonix под ДВК. Даже не на асме, а в машинных кодах. Сейчас пишет что-то для бухгалтерии. Не могу сказать, что он гуру в компах. Не могу сказать, что у него осталась та искра в душе, которая отделяла его от других.
Поэтому такой совет. Постоянное самообразование - это нас спасет :)
Если хочешь поиграть, заплати 10 копеек за 15 минут и играй. Exolon, Ninja Turtles, Tower ;) Рулез. Все это программилось на асме. Мой кореш, который жил со мной в одном доме, тоже программил игры на асме. И надо сказать, у него довольно круто получалось. Но он пошел в армию, потом спился, скрылся от закона и сейчас находится на Ямайке и обнимает обнаженных нигретянок :) Шутка. Давно его не видел. Жаль, что все так вышло. Парень - реальный талант.
Еще был один известный чел в нашем городе. Про него и сейчас ходят легенды. Еще в те времена первые ZX появлялись на украине. Она была ближе к западу. И все хакерские команды были оттуда. Они делали сверхнавороченные защиты, которые ломал этот известный чел, о котором я рассказываю. Судьба его трагична. Копил деньги на компьютер. Но его брат был алкоголиком. В один прекрасный день все сбережения он украл. Завязалась драка, брат умер в больнице. Его оправдали. Не каждый сможет жить с таким грузом на шее. Куда уж там программировать, ломать защиты и т.д. С IBM-совместимыми он знаком мало (дай Бог advanced user). Да и тема его эта больше не волнует. Жаль.
В то время было огромное, просто огромное количество талантов. Причем Талантов с Большой буквы. Во-первых, был интерес. Первые компы, ни у кого их не было. Были кружки. Люди ходили в кружки, соревновались. Каждый хотел быть лучше. Это порождало таланты.
Сейчас не так. У многих есть компы. Но скажите мне, где таланты? Где люди, которые могут ломать защиту, которые могут программить на уровне ядра, которые знают все особенности ОС. Они есть, но их мало. Намного меньше, чем в те годы. Причиной этому - отсутствие интереса и игры.
Есть еще один знакомый. На ассемблере как-то написал игру xonix под ДВК. Даже не на асме, а в машинных кодах. Сейчас пишет что-то для бухгалтерии. Не могу сказать, что он гуру в компах. Не могу сказать, что у него осталась та искра в душе, которая отделяла его от других.
Поэтому такой совет. Постоянное самообразование - это нас спасет :)
Комментарии: 5:
Имхо, просто сейчас сместились акценты: чтобы что-то сломать под PC, не обязательно знать архитектуру ОС, чтобы написать что-то вполне приличное, достаточно знаний C/C++ и API.
Кроме того, 15 лет назад у нас не было интернета... Не было open source. Сейчас большинство тех же руткитов можно достать в исходниках и использовать в своих целях. Раньше этого небыло. Но по прежнему есть люди которыя копяются во внутренностях (пишут те же руткиты по _своим_ технологиям) и потом предоставляют информацию "широкой" общественности. Ввиду того, что IT стали гораздо более массовыми, относительное число таких людей уменьшилось на порядки. Хотя абсолютное, думаю, практически не изменилось.
Я в какой-то мере попадаю под твое определение тех талантов времен ZX. Мне было лет 10-14 (1991-95), я программировал на асме. На уроках в школе у меня в каждой школьной тетрадке можно было найти листинги ассемблерного кода, которые я составлял прямо на уроках или на переменах.
Взломал правда всего лишь одну простенькую игру. Через дизассемблер нашел место, где после смерти уменьшается кол-во жизней и заменил его на NOP, пройдя тем самым игру до конца.
А люди эти, о которых ты пишешь, особо никуда не делись. Просто они сейчас занимаются другими вещами, тем что им интересно и/или тем, что приносит доход. Ну в самом деле, недостатка в кряках и варезном софте лично я не наблюдаю, поэтому особого смысла заниматься крэкингом просто нет -- это сизифов труд.
Взамывать сервера? Эту немного посложнее и, что неприятно, уголовно наказуемо. Да и смысла в этом большого нет -- деньги обычно по-другому воруются. Да и зачем воровать? Разве об этом мы мечтали в детстве, когда возились со всеми этими первыми компьютерами?
Так что вобщем-то все не так плохо, то что было не исчезло, оно просто обрело новую форму подстать новому времени.
Между прочим, сейчас мы имеем в то, о чем тогда мы с трудом могли мечтать. Ну, например, в 92-ом году казалось чудом то, что некоторые ZX-игры воспроизводили через свой спикер голос (ужасного правда качества). Сейчас у каждого продвинутого пользователя своя музыкальная коллекция на многие сотни часов в качестве, сравнимом с CD. Но мы к этому привыкли и воспринимаем как должное, а на самом деле это круто. :)
По-моему, вы сильно преувеличиваете, получается как в анекдоте "раньше и небо было голубее и девушки красивее". Тогда компьютер был мало распространен, поэтому каждый кто был с ним на ты считался за "гуру", "талант" и пр. Это во-первых. Во-вторых, в последнее время сильно возросла сложность ПО: чтобы детально разбираться в чем-то нужно посвятить этому несколько лет, а то и всю жизнь.
Кстати, последнее относится не только к ПО, но и, например, к науке. Вот раньше какие фигуры были! И в химии что-то открывали и в физике, математике, биологии и даже в литературе след оставили! А сейчас? Мало кто даже оценить сегодняшние открытия может, потому что для этого нужно годами учиться.
Раньше я помню были и журналы ZX-Ревю и т.п. А еще КЭИ в Техника молодежи и статьи в Наука и жизнь. Где ты мой мк 61
2Марат Фасеев
>получается как в анекдоте "раньше и небо было голубее и девушки красивее".
Это правда.
>Во-вторых, в последнее время сильно возросла сложность ПО: чтобы детально разбираться в чем-то нужно посвятить этому несколько лет, а то и всю жизнь.
для ZX нормальные программы писались только на ассемблере, так что сдесь ты ошибаешься - программы упростились.
Подпись - талант тех времен.
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница