О расчетах
Когда думаешь о том, какую бы программу написать, какой бы сервис сделать, невольно думаешь о цифрах. О том, сколько тебе нужно. Сколько стоит квартира в Москве? Ага, 300к в нормальном месте + сотка на ремонт (по-минимому, но с нормальным подходом, мы же не хотим жить в квартире с видом на дымящуюся трубу?). Сколько денег тебе нужно, чтобы почувствовать минимальный уровень удовлетворенности? Допустим, $1M.
И спрашиваешь себя – что такое $1M? 1000 продаж по 1000 долларов. 2000 продаж по $500. 5000 продаж по $200. 10000 продаж по $100. 100K продаж по $10.
И, конечно, просится самый простой способ. То, что легче сделать и продать. Это правильно, потому что в идеале нормальный человек должен что-то сделать просто, быстро и продать дорого. Это не значит, что ваш продукт должен быть говном. Кроме просто и быстро надо еще сделать красиво. И это уже называется профессионализм. Но я отвлекся.
$10 – что это может быть? Программа, показывающая температуру процессора в System Tray? Партнерский интернет-магазин? Может быть сервис, за который будет каждый готов платить $10?
Давайте представим толпу, до которой вы сможете достучаться. В толпе будет 100 миллионов пользователей. Каждому пользователю вы, скажем, можете послать емайл. Для простоты пусть вам будет известен возраст пользователя, его уровень доходов, отрасль в которой он работает (программист, бухгалтер). Как из этих 100М что-то выжать?
Стандартное решение – продать что-то дешевое. За $10, но каждому. Но мысль слегка неверная. Возьмем средний доход юзера, пусть это будет $1000/месяц. Каждый пользователь генерит $1000 в месяц, а вы хотите ему продать что-то один раз за $10? Думаю, что задача тут поставлена не совсем верно. Задайте себе вопрос – если он купит вашу программу/услугу, то куда он денет остальные $990? Конечно, кое-что пойдет на оплату счетов, еду и т.д.
Но основной момент в том, что почти каждый юзер имеет погрешность. Если каждому прибавить 50 баксов в месяц или отнять, то ничего не изменится. Я думаю, что 50 баксов – та сумма, с которой юзер может расстаться за какую-то хорошую программу. Если 50 умножить на 12, то получается 600. $600 каждый год пользователь может тратить на себя с более или менее какой-то легкостью.
Я считаю, что при подсчетах важно оперировать не единичным моментом, а моментом, растянутым во времени. Вы представляете, что у вас есть 100 миллионов пользователей, и что вы хотите что-нибудь им продать, чтобы купить себе квартиру в Москве. Но зачем делать свое представление таким, будто вам нужно именно сегодня, кровь из носа, продать свой продукт, а именно завтра купить квартиру? По-моему бизнес должен строиться из расчета на временной интервал. Например, на год. Купить квартиру в течение года – нормально. Хотя это автоматически означает, что сама постановка цели является слегка странной. В течение года квартира – а дальше что?
Правда, надо сделать поправки. Первая поправка – время создания продукта. Обычно софт пишется год-два. Я, например, сейчас делаю одну прикольную партнерку и поставил себе срок в 1 год, с января 2010. К новому году у меня должен быть готовый рабочий продукт. Я писал об этом в своем блоге. Партнерка не очень сложная, но надо многое продумать. Также и любой софт. Обычно написать какой-то продукт это год или два. Иногда больше, но после двух лет надо выдавать что-нибудь рабочее.
С моим корешем мы сейчас делаем интересный software проект, который пишем уже полтора года. Сейчас приближаемся к тому моменту, когда будем продавать нашу программу-минимум. Рабочий, функциональный вариант. Который, конечно, мог быть еще лучше. Но дальнейшее его развитие будет происходить за счет продаж, которые пойдут от первой версии.
Вторая поправка в расчетах – время развития. Это важно, потому что рост очень редко бывает линейным. Если в июле вы заработали 1000 долларов, то не значит, что в августе вы заработаете 2000 :) Конечно, это не так. В августе вы можете заработать 1100, или уйти в небольшой минус, если находитесь в начале становления своей компании. Рост является постепенным. И хорошая новость в том, что часто при хорошем продукте рост бывает экспоненциальным. В июле вы заработали 100к, а в августе уже можете в три раза больше.
Другими словами, цифры не являются линейными. Рост растянут во времени. Заработок не является моментальным. Важно это понять, потому что иначе может казаться, что что-то делаешь, а толку ноль. Обычно говорят в таких случаях «в интернете денег нет». Все правильно, их нет в самом начале. Точнее очень мало, из-за нелинейности роста и не мгновенности бизнес-момента.
Комментарии: 13:
И спрашиваешь себя – что такое $1M? 1000 продаж по 1000 долларов. 2000 продаж по $500. 5000 продаж по $200. 10000 продаж по $100. 100K продаж по $10.
Я тоже когда-то подсчитывал ))
http://brokenbrake.biz/2009/11/21/million-euro
Мысли очень здравые. Но не освещен еще один момент. Планируешь ли ты выход из проекта (его закрытие до начала)? Т.е. примерно так:
1. 1 год на создание проекта. (если в течении года выясниться что реально на проект потребуется 2 года или бюджет в 2 раза, то выходим).
2. Если проект не выходит на окупаемость в течении полугода, то больше не ждем и не вкладываем ресурсы в проект и выходим.
Планируешь что нибудь такое? Или смотришь по ходу?
Ога. Тока мне в голова забился тезис из свежей книги 37сигналз:
Planning is guessing.
Считаешь так, планируешь. Потом, первый месяц, не 1к, а 300 долларов. ОК, работаем, выращиваем продукт… А в следующий месяц — 100 долларов, и так все остальные месяцы. Вот те и квартира.
И такое бывает!
Но тут уже как повезет.
Фишка в том, что что-то делать лучше, чем играть в лотерею. Шансов больше.
Что-то делать лучше, чем что-то не делать. Тоже больше шансов.
Но парадокс в том, что может ничего не получится :)
Другими словами при
а) игре в лотерею
б) ничего не делании
в) создании своего проекта
может получится одинаковый финансовый результат - ноль :)
Но в таком случае лично для себя я уже решил, что буду делать. Буду менять кардинально направление деятельности, если ничего не получится. Время до НГ еще есть.
Я про то, что все эти популистские расчёты, которые любят юзать писатели мотивационных книг = ХЕРНЯ :) А у тебя пост только на них и построен :) Вот убери их — и чо сказать-то хотел? :)
Капец, это что за такие продукты на разработку которых уходит год?
Роман, можно больше конкретики? Что за софт? что он делает?
Мне не выгодно отвечать про конкретику. Я уже сказал при каких условиях будет озвучена идея -- если ничего не получится. А если получится, скажу сколько денег заработал :)
Но зато ты можешь привести пример продукта, который можно написать за месяц и который может приносить тебе минимум $10К в месяц.
Пример в студию :)
http://with.in/intervyu-so-startapnym-podonkom/
ЗЫ: каптача заебала.
Зависимость месячного дохода от длительности разработки продукта существует только в твоей голове. Законов никаких нет, да и статистики скорей всего тоже.
Зря ты так говоришь.
На самом деле очень мало тем, на которых можно быстро выйти на уровень $10K или больше менее чем за 3-4 месяца.
Надо очень постараться. Конечно, можно поспорить и привести примеры. Но это обычно исключение, подтверждающее правило.
Софт пишется довольно долго. Нормальный софт просто нельзя написать быстро, даже если взять 100 тыщ программеров. 9 женщин не родят ребенка за 1 месяц. Тут тоже примерно также.
Корпорация Microsoft очень долго шла к своей Windows 7, наиболее современной и нормальной операционной системе, хотя у них ресурсов очень много. Спроси у Маньяка ;)
Эмм… Софт? Ты сказал — продукт :)
Я не хочу спорить о том, что такое софт, чем софт отличается от продукта и про остальную хуету. Потому что это натуральная хуета.
Я не про споры о хуете. Я вообще-то как бэ думал — мы тут вебсайты делаем и раскручиваем :) Как там в софтах — я хз. Сайты вполне могут делать сколько угодно К с полпинка, в этом и есть их магия.
Отправить комментарий
Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]
<< Главная страница