среда, апреля 22, 2009

Гламурное потребление

Нет никакой моды и трендов, есть только разговоры о моде и трендах, с помощью которых некоторые хитрожопые граждане делают вид, что они хорошо разбираются в том, чего не существует. Это практически беспроигрышный метод. Поскольку того, о чем эти граждане говорят, нет нигде за пределами выстраиваемой ими фразы, они всегда будут разбираться в предмете намного лучше собеседника и выглядеть продвинуто и умно. Это, кстати сказать, одна из технологий боевого НЛП.


Кроме того, именно на этом приеме строится гламурная журналистика и такая её разновидность, как антигламурная проза. На самом деле то, что называют «нейролингвистическим программированием» или, к примеру, «постмодернизмом», не имеет никакого отношения к моде и трендам. Это практически вечные явления, им столько же лет, сколько пирамидам и Трое. Просто их раньше так не называли.


Экклезиаст говорил, что на земле нет ничего нового. Он был не прав, новое есть. Это терминология и упаковка.


// Пелевин, из интервью.


Это интервью я прочитал давно, но эта мысль как-то прочно засела в моей голове и я начал наблюдать. Наблюдать для того, чтобы понять мышление людей, которое они сами понять не могут. Поняв это мышление до конца обретаешь власть над ними, потому что практически в любом случае, на любой раздражитель будешь заранее знать ответ. Это просто игра, практического смысла немного, но поиграть в нее забавно. Сейчас я расскажу о том, что я наблюдал.


Хорошо наблюдать за фотографами, потому что каждый, простите, говнофотограф считает за честь поддержать марку своего фотоаппарата. Купил ты Canon за 500 баксов, теперь ты в рядах «кэнонистов». Те, кто просто купил то, что понравилось и красиво лежало на витрине, начинают на форумах выискивать преимущества Canon перед Nikon и их запоминать, формируя свой гнилой боевой комплект, основанный к тому же на чужом мнении.


Кто-то купил Canon, сделал несколько говноснимков, начинает считать себя крутым фотографом. Особенно крутые печатают себе визитки с гордой надписью «фотограф». Иногда даже «профессиональный фотограф». Все это говношрифтом обязательно с тенями и изображением крутого фотоаппарата, на который у них денег не хватило.


Иногда «кэнонист» в глубине души понимает, что его фотик за 500 баксов не является профессиональным и хотя бы полупрофессиональным. Но признаться в этом себе, а уж тем более другим он не может. Ведь он заплатил деньги, и признаться в этом значит разрушить красивую легенду о себе, которую сам создавал год или больше. И если признаешься, то придется признать, что трата денег была напрасной. И придется признать, что повелся на упаковку, на то, что красиво лежало на витрине. Понравилось и сразу купил. А на форумах «профи» говорят «прежде чем купить, подержи в руках, сравни, сделай несколько снимков, подумай, а уж потом решай, подойдет тебе или нет». Но думать нашему герою не свойственно, потому что идеальные потребители не думают.


Получился такой портрет, даже скорее набросок, идеального потребителя. Человек покупает фотоаппарат не как инструмент, а все по Сету Годину, «подарок в придачу». Подарок это говностатус фотографа, который приобретает каждый, у кого в руках «зеркалка».


— А у тебя зеркалка?
— Зеркалка. А у тебя?
— И у меня зеркалка. А Колян повелся на какой-то развод, взял себе какого-то DSLR.


(примечание: то, что называют «зелкалка» и есть на самом деле SLR, т. е. single lens reflex. И «зеркалка» означает лишь то, что изображение, которое попадает на матрицу будет тем же самым, что и в этом глазке, куда вы смотрите. Т. е. этот зеркальный элемент как раз и служит для этого).


Такие говнофотографы считают долгом своей жизни опустить каждого, у кого в руках видят цифромыльницу. Так они реализуют себя. Ведь так хочется чтобы другие тебя считали профессионалом. Как хорошо, заплатил 500 баксов и ты уже профессионал, ничего делать не надо. За 500 баксов можешь считать себя крутым фотографом, чморить обладателей цифромыльницы, поносить чужие фотки, получить уважение таких же идеальных потребителей, которые собираются «брать себе зеркалку» или «реальный фотик». Неплохо, правда?


Гламурное потребление наблюдается и в остальных плоскостях нашей жизни. Беру сегодняшнюю местную газету:


Готовые комплекты штор. Супер-дизайн и качество. Модели от простых до элитных. Реально дешевые цены.


Начнем с начала и будем продолжать до конца. Как дойдем до конца, остановимся (© Льюис Кэрролл).


«Супер-дизайн». Мне даже противно стало от этого оборота. Для меня дизайн или есть, или его нет. Это не такое понятие, где может быть «супер». Это слово придает слову дизайн негативный оттенок. Вспоминается сразу какая-нибудь вывеска компьютерного магазина «Мегабайт». Где слово «мега» написано одним уебищным шрифтом, а слово «байт» другим уебищным шрифтом, ещё уебищнее первого. Первое слово обязательно с тенью, а другое с 3D-эффектом. Если это такой супер-дизайн о котором идет речь, то мне такого дизайна не надо.


«Модели от простых до элитных». Словцо «элитных» очень гармонично вписывается в гламурно-попсовую конструкцию всего объявления. Заметили противопоставление. Простой-сложный. Т. е. элитные подразумевается «сложный, с наворотами». Видимо это как раз о теме про «супер-дизайн».


«Реально дешевые цены». В этом предложении все! Оно раскрывает автора объявления целиком и полностью. Я вообще ненавижу людей, которые культивируют в своем лексиконе слово «реально». «Реальная чикса», «реальная туса», «реальные фотки». От этого смердит ограниченностью и недалекостью ума. Я сам использую слово «реально» в контексте, который подходит для этого слова в классическом понимании. Но когда это слово встречается в объявлении… Я сразу представляю себе двух потребителей, один из которых продавец, другой покупатель. Продавец доказывает другому, говорит: «Смотри, реально». А другой говорит «да, реально». И оба находятся на одной и той же волне. Оба смотрят ЭмТиВи и, конечно же, не пропустят… Евровидение!


И ещё скажите мне как цены могут быть дешевыми? Цены низкие, товар дешевый. Цены не товар, и дешевыми они быть не могут. Также как и товар не может быть низким. Поэтому выражение «реально дешевые цены» меня просто порвало.


Также с точки зрения любопытства может быть интересен следующий пример. В одной социальной сети человек спросил: «Земляки! Вопрос на миллион! Как назвать кафе в Арамболе? Рад любюм коментам!» (для справки: Арамболь это Северный Гоа, из приезжих населенный в основном русскими и, слава Богу, израильтянами). И я не был удивлен теми банальными вариантами, которые ему предложили. Все варианты были так или иначе гламурно-попсовыми вариантами идеального потребителя (ЭмТиВи, чувак, врубайся!). Из псевдо-духовно-одаренных: Шанти, Тотем, Транс. Из наркоманских: Марка, Косяк, Капли. Безвкусица: «Perfomans», Yellow Submarine. Кто-то там даже посоветовал позвать маркетолога с MBA. Как сказал Гай Кавасаки: «два типа самых ужасных людей, которые вы можете позвать в свой стартап это менеджеры и MBA. Я — MBA».


Понаблюдайте и вы за окружающими. Может, заметите что-нибудь интересное. А если уже заметили, пишите в комменты.

Комментарии: 6:

Anonymous overhead сказал(а)...

по поводу "дешевые цены":
еще очень радует написание "скидки -50%" причем слово скидки на одной строке, а -50% на другой

скидка либо просто 50%, либо писать без слова скидка, просто "-50%"

4:03 ПП  
Anonymous Максим сказал(а)...

Очень хорошо по поводу общества потребления написано у Бегбедера в «99 франков»
„…Но когда вы, затянув пояса, соберете денежки и купите наконец машину – предел ваших мечтаний, она моими стараниями давным давно выйдет из моды. Я ведь иду на три круга впереди вас и, уж будьте уверены, позабочусь о том, чтобы вы чувствовали себя облапошенными“

4:16 ПП  
Anonymous nuaru сказал(а)...

По-моему я уже где-то в твоих коментах писал об этом...
Зачем гнать на рекламу? Если она тебе не нравится, значит, возможно, сделана не для тебя. Хорошая реклама написана для своей целевой группы, на языке людей, входящих в эту целевую группу. Анализ никакой я не проводил, но, скорее всего, шторы выбирают домохозяйки, и писать рекламу для домохозяек на чужом для них сленге глупо. Тебе не понравилась эта реклама - значит ты не домохозяйка.... я не говорю, что реклама хорошая, я не знаю так это или нет, но то что она тебе не нравится - это закономерно, и ты должен это понимать.

6:30 ПП  
Anonymous Procurator сказал(а)...

Про фотографов читал - аккурат знакомец мой =). Достал визитку - посмотрел, не удержался - отсканил (http://img134.imageshack.us/img134/9476/photograf.gif). Сцуко, один в один:

-----
"Особенно крутые печатают себе визитки с гордой надписью «фотограф». Иногда даже «профессиональный фотограф». Все это говношрифтом обязательно с тенями и изображением крутого фотоаппарата, на который у них денег не хватило".
-----

10:23 ДП  
Anonymous Armadaman сказал(а)...

да уж.. про "дешёвые цены" - это разрыв просто. как можно было пропустить это в газету?

10:17 ПП  
Anonymous KMiNT21 сказал(а)...

2 Procurator: :))))))))

Хорошая иллюстрация в тему. :) КЛАСС!

10:12 ПП  

Отправить комментарий

Подпишитесь на каналы Комментарии к сообщению [Atom]

<< Главная страница