(речь пойдет про
GeekJob, который был
только что запущен).
Наверное, об этом много сказано. Но я не каждый день запускаю стартапы, поэтому делюсь с вами технической инфой на будущее. Потому что даже самые тру-гики, с которыми мне довелось общаться, не знают об этом. Рано или поздно вам это может пригодиться. Итак, речь пойдет о
email рассылке для стартапа.
Наступит и день и у вас возникнет вопрос: как сделать так, чтобы сообщения всегда попадали в почтовый ящик? Протокол SMTP был изобретен давно, и является по сути таким legacy-динозавром, который достался нам со времен основания интернета. Никто тогда не понимал проблему спама, а сейчас она стоит очень остро. И это в первую очередь касается вас, стартаперы.
Вот есть у вас готовый сайт или заглушка, на которой вы собираете емайлы. И наступает день X, когда у вас есть список из тысячи, например, емайлов, по которым нужно разослать анонс. Кроме того, ваш крутейший, конечно же, сервис должен успешно рассылать письма о подтверждении регистрации (и какие-то другие, для того, чтобы уведомить юзера о том или ином
событии).
Если вы хотите сделать свой собственный локальный smtp сервер, который будет просто отсылать письма, то вы на совершенно ошибочном пути. В книге для стартаперов Start Small Stay Small так и сказано: "Don't do that". Причина в том, что в наше время существуют особые Anti Spam Policies, которых стартапер обязан придерживаться. Иначе письма попадут в спам, и конверсия упадет просто катастрофически. В некоторых случаях можно будет ставить крест на вашем крутом домене (или переписываться с разными spamhaus для того, чтобы извлечь ваш домен или IP из списка спамеров).
Эти Anti Spam Policies настолько геморойные, что проще подготовить 1000 рублей и платить небольшую денежку ежемесячно, только ради того, чтобы избежать этого.
И если вы захотите этого геморроя избежать, то вам нужно будет передать email рассылку сторонним компаниям, которые профессионально этим занимаются, общаются с интернет-провайдерами, у которых есть договоренность с топ-мейл-сервисами типа gmail'а и т.д. Но и тут не все так просто. Рассылка в наше время разделяется на два типа:
- Bulk emails
- Transactional emails
Итак, что же такое Bulk emails и чем оно отличается от transactional? Bulk это рассылка идентичных емайлов по списку. Это могут быть новости, анонсы, коммерческие предложения и т.д. Другими словами, email для каждого получателя не будет особо отличаться (возможно вообще не будет отличаться, а возможно поменяется только приветствие).
Transactional emails, это как раз те емайлы, которые присылаются юзеру по наступлению каких-либо событий, связанных с активностью юзера на сайте. Например, юзер регистрируется, ему приходит письмо с просьбой подтвердить свой акк. В случае с GeekJob (
работа в IT ;)) еще один пример события это когда работодатель связывается с гиком или наоборот. В случае с каким-нибудь форумом это емайл в котором приходит
уведомление о личном сообщении. Другими словами, transactional emails это емайлы, которые связаны с
уведомлениями о событии.
И так сложилось в Интернете, что нельзя путать эти два понятия. Нельзя юзать одну компанию для отсылки и bulk и transactional емайлов. Почему? Как они сами говорят, "провайдеры ожидают от нас емайлов только одного типа". Поэтому, скажем, такой известный сервис bulk-рассылок
MailChimp имеет свой сервис для transactional email'ов:
ManDrill (г...но еще то, не юзайте).
Всего этого я, конечно, до определенного момента не знал. В предыдущих стартапах юзал просто Google Apps, который позволял рассылать по-моему сотню писем в день :)
Сейчас, после тестирования все сервисов могу сказать и посоветовать следующее:
- ManDrill - для transactional emails. Дают возможность отправить 40.000 бесплатных емайлов в месяц. Сначала повелся на это. Попробовал отправить через них три (!) емайла. Из трех емайлов дошел только один. Надо ли говорить, что сервис г...но? Более того, сразу при регистрации у них норма 25 емайлов в час. Если вы выходите за этот предел, то ваши емайлы будут отправлены в следующий час. Порог могут поднять, но они не говорят как они это делают. Возможно забивают болт на это.
- MailChimp - для bulk емайлов. Т.к. ManDrill доставил только одно письмо из трех, в MailChimp не было идти никакого желания. (прим.:Некоторые люди хвалят).
- SendGrid - для transactional emails. Зарегался там, просили меня по емайлу объяснить что за сайт, просили обновить DNS'ы и после этого только им написать. Может быть вполне нормальная контора. Но я не выдержал процедуры.
- PostmarkApp - для transactional емайлов. Простой интерфейс, ясно говорят как и что сделать. Рассылать можно сразу. Правда, нельзя рассылать от имени noreply@geekjob.ru, говорят что это bad practice. Требуется емайл в зоне домена, для чего был сделал отдельный емайл через Google Apps for Business (гугл по-моему бесплатно до 10 емайлов, если я не прав, то поправьте меня). PostmarkApp дают бесплатно 1000 кредитов, а также предоставляют стартапам 50.000 бесплатных кредитов (есть условия).
- CampaignMonitor - для bulk рассылок. За создание рассылки берут 5 баксов. За 1 емайл берут 1 цент. Есть хорошая статистика.
В итоге я остановился на PostmarkApp и CampaignMonitor. Если вы еще не поняли, то внимание! В вашем стартапе должно быть два сервиса: для bulk рассылок (новости и т.д.) и для transactional рассылок (уведомление о регистрации).
Сервис Transactional-рассылок (в моем случае это PostMarkApp) внедряется непосредственно в конфигурацию проекта. Т.е. мы указываем в нем smtp-сервер через который нужно слать все эти письма.
А bulk-рассылки мы создаем сами, на сайте CampaignMonitor (в моем случае). Т.е. делаем это только из браузера.
Но на этом фан не заканчивается. И надо сказать, если вы начнете рассылать, не прочитав что написано далее, то считайте, что вы ничего не узнали. Самое важное это два слова: SPF и DKIM.
SPF расшифровывается как
Sender Policy Framework, DKIM что-то вроде Domain Keys. Если вкратце, то это технология созданная для борьбы со спамерами. Вы можете рассылать и так, ничего не зная об этом. Но ваши письма будут намного чаще попадать в спам. Поэтому лучше всего чтобы вы настроили SPF и DKIM.
Как же это сделать? Очень просто. Все это настраивается в панели домена вашего провайдера. В моем случае я регистрировал домен в
R01 (убогая у них панель, но сама контора нормальная вроде), туда и идем. Все, что нужно для настройки SPF и DKIM это добавить соответствующие TXT записи к вашему домену. Если вы настраивали Google Apps для вашего домена, то вы наверное уже добавляли MX записи и знаете как это делать.
SPF и DKIM это просто название. Для вас все выглядит в виде небольших TXT записей, которые вы должны добавить к вашему домену. Разные почтовые сервера будут их по-своему обрабатывать. Эти TXT записи вы получите непосредственно в PostmarkApp и в CampaignMonitor. Если вы все сделали правильно, то записи будут выглядеть примерно вот так:
ВНИМАНИЕ! Если у вас нет SPF и DKIM записей, то не надо слать письма через PostmarkApp и CampaignMonitor! Если записи есть, то подождите час-два пока обновятся DNS!
Моя ошибка была в том, что я отправил bulk-мейлы без SPF и DKIM записи для CampaignMonitor, хотя они были для PostmarkApp. В итоге статистика доставки была довольно печальной:
Т.е. примерно 112 писем не дошло и они попали в Gmail Spam (люди жалуются в комментах к предыдущему посту). Хотя у Gmail'а порой спам фильтр настолько суров, что он отправляет
сам себя в спам.
Поэтому сейчас добавил уже эти записи, немного подожду и снова сделаю рассылку. Надеюсь, из этой статьи вы уяснили что такое transactional-емайлы, чем они отличаются от bulk. Что такое SPF и что такое DKIM. Если у вас есть вопросы, то я отвечу на них в комментах.
Если вы подпишитесь на группу
ВКонтакте, то вы сможете получать уведомления о новых постах из моего блога.